Существует далеко не одна версия этой шкалы, но все они примерно похожи. Шкала отражает спектр эмоциональных состояний, в которых может находится человек, здесь представлена шкала в версии психолога Алёны Брандис. Эмоциональная шкала - это спектр эмоциональных состояний, в которых может находиться человек. Всё, что вы видите ниже пункта "скука" - это "нересурсные" состояния, состояния, в которых вы лишены части сил и возможностей для жизни, то есть нежизнеспособные состояния, когда часть своих жизненных потребностей вы не можете реализовать. Согласно теории, человек не может резко перемещаться по шкале эмоций, нельзя попасть сразу из горя в радость, слишком контрастные состояния, чтобы перейти в более жизнеспособное и дающее перспективы состояние нужно подниматься по шкале постепенно. Вы наверно думаете - "Зачем"? Есть психологических причины, в негативных состояниях у вас будут такие модели поведения, которые не дадут вам добиться позитивных перемен в жизни, а наоборот приведут к ухудшению. Если вы верите, что неизлечимо больны - ваш организм сам сделает болезнь неизлечимой. Но кроме психологических причин есть и другие. Согласно эзотерическим теориям и некоторым направлениям психологии, мысль - вполне материальна... Если мысль подкреплена сильной эмоцией - она еще материальней и ближе к тому, чтобы воплотиться в физический мир. По сути на этом построена ритуальная магия, обряды... Вы создаете образ желаемого, подкрепляете все это сильной эмоцией, совершая ассоциированные с этим физические действия - сам обряд. Так вот, наша жизнь - результат наших мыслей и наших ожиданий.
"У оптимистов сбываются надежды, у пессимистов страхи"
(профессор психологии C. Ковалёв)
Эмоциональная шкала Алёны Брандис:
1. Радость, знание, могущество, свобода, любовь, благодарность.
2. Страсть.
3. Энтузиазм, рвение, счастье.
4. Позитивные ожидания, вера.
5. Оптимизм.
6. Надежда.
7. Удовлетворенность.
8. Скука.
9. Пессимизм.
10. Неудовлетворенность, раздражение, нетерпение.
11. Смятение.
12. Разочарование.
13. Сомнение.
14. Беспокойство.
15. Осуждение.
16. Обида.
17. Гнев.
18. Месть.
19. Ненависть, ярость.
20. Ревность, зависть.
21. Ненадежность, вина, недостойность.
22. Страх, горе, депрессия, отчаяние, бессилие.
В современной психологии и социологии рассматривают кастовую модель древне-арийского общества, как до сих пор живую в обществе. У Шлахтера например это называется "чёрная социология". Я решила накопать индуистическое описание этих каст (они называются Варны), итак:
Варны – это природное
образование, которое разделяется по уровням развития сознания человека и
определяет его положение в обществе.
Существуют четыре варны, переход в которых осуществляется в соответствии с
развитием сознания человека: шудры, вайшью, кшатрии и брахманы.
ШУДРА
Жизненные задачи шудры заключаются только в том, чтобы выживать и размножаться.
Часто шудры рождаются, переродившись из животного состояния в человека, поэтому
у них часто мышление далее инстинктивных мотиваций не заходит.
Наработки, получаемые на данном уровне – это умение выживать, работать с
физическим миром, производить жизнеспособное потомство, служить и подчиняться,
быть трудолюбивым, побороть лень, способность дисциплинированно и
целеустремлённо выполнять работу. Шудре характерны действия повторяющиеся,
хорошо знакомые в его трудовой деятельности, в разговорной речи, в проявлении
чувств, в образе мыслей. Он спокойно себя чувствует только в хорошо знакомой
ему обстановке и работе. Очень сильно выражен консерватизм во всех его
проявлениях. Пока в человеке сильно развит консерватизм. Сознание нижней Варны
не может придумать что-то новое для общества, поэтому оно адаптируется к тем
условиям, которые есть, а адаптировавшись борется за то чтобы они не менялись,
ведь если что-то изменится, придется опять адаптироваться к новым условиям.
Поэтому шудра по своей природе консервативен и не любит изменения.
Шудра любит физическую работу, причем грубую работу. Ему лучше и легче махать
молотом, чем ремонтировать маленький предмет, как наручные часы. Шудра может
очень гордиться тем, что он тридцать лет проработал токарем на одном заводе, и
произносить гордо: «Я – рабочий человек», – потому что это для него является великим
достижением.
У него нет стремления к образованию, к познанию и изменению себя. Он всё время
нуждается в самоутверждении. В действиях преимущественно присутствуют тенденции
влечений, поэтому у него нет воли в значении регулятора его поведения. Мышление
шудры стимулируется, в основном, при возникновении проблемной ситуации.
Шудра не способен руководить другими людьми – ему обязательно нужен
руководитель и хозяин для организации работы. Он работает на хозяина, который
ему говорит, что делать, как делать, когда и зачем. Шудра – это наёмный
работник, вне зависимости от профессии, образования. Например, компьютерщик,
рабочий с лопатой - оба шудры, если просто выполняют волю хозяина, безо всякой
инициативы или творчества. Шудра живёт для себя, «Всё наше, всё моё». Работает
он довольно ограниченно, без какого-либо творческого начала: сказали копать –
копает (нажимает клавиши), сказали не копать – не копает (не нажимает). К
работе никакого интереса, главное, чтобы деньги потом заплатили. Просто
исполнитель. Однако если в человеке проявляется высокий уровень мастерства и
творчества он начинает выходить из уровня шудры. Мастер своего дела уже не
будет являться шудрой. Деятельность мастера – это всегда творческий
процесс.
Отработанный уровень шудры – это человек, который крепко стоит на своих ногах,
физически развитых, выносливый, любящий физический труд, обладающий
великолепным здоровьем и физическим, и психическим, с хорошо развитым
материнским или отцовским инстинктом, верный служащий и незаменимый помощник во
многих делах.
Он любит природу, землю, у него больше всего развито инстинктивное мышление, он
ближе всех остальных людей к земле, возделывает её, бережёт, питает других
людей плодами своих трудов.
Вайшью:
Вайшью (санскр. «преданность», «зависимость») – торговец, купец. Это следующая
ступень в развитии человеческого сознания в обществе. Человек, который научился
добывать себе пропитание, строить дом, и теперь он хочет создать себе какой-то
комфорт и уют, появляется тяга к деньгам, эстетике, чувству прекрасного. У
вайшью можно наблюдать повышенное стремление к комфорту. Это собственник,
личный интерес которого выше общественного. Люди этой варны участвуют в
создании материально-технической базы общества. Они организуют товарооборот,
необходимый для жизни людей, формируют рабочие места, удовлетворяют потребности
людей в питании, одежде, жилье.
Вайшью также распределяют товары и денежные средства среди людей.
Выросши из шудры в своём развитии, человек начинает увеличивать своё
производство, нанимает людей, организует свой небольшой бизнес. Его
товарооборот так значительно возрос, что он уже не способен с ним справиться в
одиночку, и возникает необходимость в наёмных работниках. Вайшью – маленький
хозяин, он управляет своими деньгами, работая на хозяина, или имеет свой
бизнес. Рабочий-сдельщик или торговцы-частники чаще вайшью, как и многие
мастера-индивидуалы.
Если шудра создаёт что-то прочное, то вайшью уже стремится создать из этого
красивое и изящное, то есть не грубый предмет, а более тонкий.
У представителя этой варны развивается чувство воли, возрастает контроль над
своими импульсами. Для него становятся характерны более сложные волевые акты.
Он обладает способностью хорошо и легко взяться за дело по собственному почину,
не дожидаясь стимуляции извне, формируются начальные организаторские
способности. Вайшью может принять решение, которое касается сферы его
деятельности. Он воспринимает обязательства на уровне договора и умеет
договариваться с нужными ему людьми на взаимно выгодных условиях.
Основная мотивация вайшью – это страсть к накопительству и получение
удовольствий, каким угодно образом. Выгода так же рассматривается только с
точки зрения итогового получения удовольствия. Куда ни посади вайшью, он везде
найдёт множество способов получить удовольствие, даже через страдание. Если
лишить вайшью получения удовольствий, зачастую он теряет смысл жизни, жизнь для
него кончена.
Шудра живёт инстинктивными чувствами (холод, голод, и т.д.), и поэтому он
стремится удовлетворить свои чувства, т.е. жить, руководствуясь ими. Для этого
он создаёт свой дом, чтобы не жить в холоде, и зарабатывает деньги на пищу,
чтобы сытно питаться. Вайшью уже имеет более тонкий спектр чувств, и, помимо
сытной еды, он любит еду красивую и изысканную. Требования к жилью более
высокие, чем у шудры, они любят роскошь, но при этом страсть к накопительству
так сильна, что при ситуации, когда вайшью может заработать довольно большую
сумму денег, он забывает о любых удобствах и комфорте и даже о еде – он может
несколько недель голодать, лишь бы не упустить свой куш. Шудра на это не
способен.
Мировоззрение вайшью основывается на том, что всё можно купить и всё можно
продать – «деньги могут всё», «деньги – это власть». В отличие от шудр, они
стремятся к власти не только с целью выживания, но и с целью получения
удовольствий.
У них проявляется способность быть «широкой натурой», которой «ничто
человеческое не чуждо»; способность к напряжённому труду, творческое
беспокойство. Сексуальность построена на том же принципе и не совсем им ясна,
хотя они её удовлетворяют с довольно ярой охотой. Люди для вайшью делятся по
этому показателю на три вида – с кем можно иметь секс, с кем нельзя вступать в
сексуальные отношения, например, святые, проповедники, монахи, учителя (в
зависимости от того, какие у них моральные устои), и третий – просто нехорошие
люди.
Кшатрий:
Когда вайшью отрабатывает качества, присущие его варне, он переходит в варну
кшатриев (санскр. «господство, власть, сила, могущество, воин»). С изменениями
в мировоззрении появляются новые мотивации. Для кшатрия свойственны такие
качества, как честь, совесть, справедливость, лидерство, благородство,
честность и т.д.
Кшатрий – благородный воин. Истинный кшатрий благороден и честен, он знает цену
своего слова. Если человек варны шудры или вайшью не гнушается ложью и не
считает зазорным получить какую-либо вещь с помощью обмана, то кшатрий считает
данное поведение ниже собственного достоинства. Вайшью и шудры, дав слово,
легко его нарушают, а истинный Кшатрий – человек слова во всех отношениях, он
никогда не предаст своего друга и врага тоже, множество примеров этому можно
видеть в различных романах, рассказах и пр.
Многие не могут понять, как это так, кшатрий не обманывает, ведь на войне все
способы хороши. Но нужно отметить, что в сражении между кшатриями существует
военная стратегия, а не обман и предательство.
Кшатрий умеет быстро приводить себя в состояние готовности, внутренней
мобилизации своих сил. Человек этой варны познает все планы материальной
реальности и законы их взаимодействия через способы управления собой и людьми,
именно поэтому структура армии в большинстве случаев строится на таких
людях.
Он уже мыслит не категориями семьи и производства, а общественными интересами,
интересами групп людей, проявляет себя в социальном пространстве через
организацию сферы прав и обязанностей и защиту Отечества.
У кшатрия хорошо развита сила воли, возрастает контроль над своими желаниями,
потребностями, интересами. Для него характерны такие волевые акты, которые
включают стадии постановки целей, обсуждения и борьбы мотивов, принятия решения
и исполнения. На этапе борьбы мотивов верх берут высшие ценности – этические и
моральные нормы, общественно значимое является личностно значимым. Для кшатрия
характерна такая форма поведения как поступок.
В основе его интересов лежит интеллектуальная деятельность. Познавательный
процесс идет через служение. Растёт уровень мышления – усиливается
распределяемость внимания, развивается абстрактно-теоретическое мышление.
Самооценка у кшатрия обусловлена мировоззрением, чувством долга, моралью и
идеологией.
У каждого из кшатриев своя мотивация. Кшатрий – борец, для него жизнь – борьба
со своими врагами внутри и вне себя. Но одни идут против системы, заставляя её,
тем самым, усовершенствоваться и двигаться в нужном для её развития
направлении, а другие, наоборот, устанавливают порядок внутри уже сложившейся
системы. Но при этом нужно понимать, что кшатрий – это не драчун с кулаками
(шудра). Он не будет драться ради того, чтобы размять свои косточки или
«бросать понты». Всё это недоработки уровня шудры. Агрессия также присуща
шудре, а не воину. Воину же присуща сила духа, собранность, развитая воля и
чёткая дисциплинированность. Кшатрий не только заставляет других подчиняться
закону, но и сам всегда его соблюдает. Это человек системы, государства.
На уровне кшатрия человек победил самый главный страх – страх перед смертью.
Шудре и вайшью не дано победить данный страх и многие другие страхи. Для
кшатрия доблесть и честь превыше смерти. Необходимое качество для кшатрия –
героизм. Есть такое известное выражение – "Безумству храбрых поём мы
песни". Но не нужно считать кшатрия глупцом, он не будет совершать глупых
поступков – героизм у него разумный. Он не будет стремиться к геройству ради
того, чтобы похвастаться перед окружающими.
Ведь то, что выглядит как героизм со стороны, может быть сделано и
представителями двух нижних варн, например, вытащить из разрушающегося дома
шкатулку с драгоценностями и пр., и получить немалую от этого прибыль.
Начинающий кшатрий стремится к бою, к защите, постигает искусство боя в
совершенстве. По мере своего роста, воин начинает задумываться о структуре
мира, и у него появляется желание его познавать теми способами, которые ему ещё
неизвестны. Таким образом рождается брахман, маг, исследователь жизни, учёный,
и т.д.
Брахман:
На санскрите слово Брахман («благоговение; мировая душа; Бог-творец») может
быть среднего и мужского рода. В первом случае ударение стоит на первом «а», во
втором – на втором «а». В среднем роде это слово обозначает высший философский
принцип Бытия – Сознания или Нирваны. В мужском роде оно олицетворяет молитвы,
святое Писание и носителей Писания – браминов/брахманов.
Брахманы – это философы, учёные, исследователи, жрецы, священники, учителя,
правители, идеологи, интеллигенция (дворянство включительно).
Брахманами всегда было высшее общество, дворянство, царский род, интеллигенция
– «голубая кровь».
Брахманом можно назвать каждого, кто несёт какую-то новую идею, которая прочно
закрепляется в мире, кто генерирует «новое» – мораль, идеи, теории,
мировоззрение, которые определяют направление эволюции в определенный
исторический период. Например, новая культура, способ стихосложения, течение в
искусстве и т.д.
Брахман обладает гораздо большей свободой воли, чем люди нижних варн: его разум
осуществляет контроль над формированием мыслей.
Человек этой варны – это единство ученика и Учителя, он становится
Индивидуальностью. Его отличительной чертой является служение эволюции,
постоянное стремление к гармонии, жизненная мудрость. Брахман всегда честен. В
первую очередь это касается честности по отношению к самому себе, а из этого
уже вытекает честность к Миру, ко всему, что находится в Мире, к каждой его
частице, к каждой личности, которую он встречает на своём Пути. Мораль у
брахмана в крови. Если человека нижних варн необходимо учить, что такое
«морально» и «аморально», исходя из законов общества, в котором он находится,
то для брахмана морали как таковой нет, т.к. она всегда в нём и с ним. Стоит
ещё отметить, что это происходит, потому что у брахмана развита внутренняя
культура, которую он всё время совершенствует.
По Законам Ману человек не может называться брахманом, если у него имеются
качества, присущие нижним варнам. Это означает, что у него неотработаны
некоторые навыки нижних варн. Мы такого человека будем называть брахманом,
который имеет недоработки по нижним варнам, потому что он имеет все возможности
к доработке этих качеств; но только после этого его можно будет назвать
истинным брахманом. Как только брахману удаётся отработать хоть одну нижнюю
варну полностью, его энергетический кокон (аура) очищается, энергетика
возрастает, что позволяет ему работать с многократно увеличенной силой, т.к. он
перестаёт впустую расходовать свою энергию.
В данном случае нужно понимать, что брахман может быть с недоработками по варне
кшатрия, но у кшатрия наработки брахмана могут быть только в очень малой
степени, т.к. мировоззрение варны выше человеку варны ниже не понятно, и чтобы
познавать её, нужно перейти в эту варну.
Пройдя через все этапы познания кшатрия, человек становится в полной мере
брахманом. Брахман ближе к Создателю, Творцу, он сам является творцом в своей
части мира, где бы он ни находился. Но, в свою очередь, он не теряет навыков,
которые он получил в варнах ниже. Плох тот брахман, который не способен себя
прокормить, обеспечить нужными ему средствами, управлять миром. Он может
выполнять работу шудры, вайшью, кшатрия, однако он будет подходить к ней
творчески, изобретая новые методики, техники работы и т.д.
Брахманы всегда образованные, хотя далеко не всегда это должно означать
какое-либо техническое или гуманитарное образование. Рассматривая варну шудры,
мы приводили пример, что (возможно, лучше «когда») человек, получив высшее
образование, всё равно остаётся шудрой. Здесь же нужно отметить, что далеко не
все брахманы имеют высшее образование, но они всегда будут грамотны по своей
природе и одновременно с этим у них очень сильно развито творчество, они творят
новые идеологии, новые течения во всех сферах жизни общества, научные открытия,
что развивает общество. Также брахманами можно назвать тех художников, поэтов,
писателей, композиторов, кто создаёт новое в своей сфере – пишет стихи, музыку,
книги, и т.д. Они способны внести новую струю в развитие человечества. Но нужно
учитывать, что лишь очень малая часть работающих на таких местах –
брахманы.
Брахман терпелив, он может ждать годами, если это необходимо, но, одновременно
с этим, он знает цену времени и не будет тратить его напрасно. Если вам
кажется, что брахман тратит время напрасно, возможно, вы не поняли его
деятельность. Вспомним, как Будду считали ленивым, в то время как его работа
происходила на совершенно других планах, недоступных окружающим. Он достигал
очищения духа и святости, а обычные люди думали, что он просто не хочет
работать и бесцельно тратит время.
Брахману не свойственна скука. Даже если его закрыть надолго одного в каком-то
помещении, он всегда найдёт, чем заняться. Если человек нижних варн не может
жить без общества, без присутствия других людей, то брахман в этом более
свободен.